Досудебное урегулирование споров
Досудебное урегулирование споров выступает основным способом для сторон найти компромиссное решение по волнующему их вопросу, не прибегая к помощи суда. Закон, договор могут устанавливать императивность претензионного производства. Иными словами, пока к нему не прибегнут стороны спорного правоотношения, они не могут подавать иск в суд.
Случаи обязательного досудебного урегулирования проблемы
Это достаточно обширный перечень спорных дел. Они указаны в разных законах: ГК, АПК, ГПК, КАС РФ. Если предметом споров являются определенные правоотношения, то стороны обязаны прибегнуть к мирному решению проблемы:
Если участниками спора выступают физические лица или организации, то главным способом его урегулирования выступает направление претензии и жалобы.
При возникновении проблем и спорных вопросов стороны могут прибегнуть к досудебному урегулированию даже при условии, что это не прописано в договоре или в законе. И в разрешении этого вопроса поможет грамотный юрист из компании «Хлебников и партнеры». Досудебное урегулирование актуально для сторон спорного правоотношения тем, что помогает избавиться от ненужных расходов, связанных с судебными издержками. Кроме того, существует высокая вероятность того, что дело будет решено в кратчайшие сроки. Для мирного решения спорного дела привлекаются разные методы, включая уведомления, переписку, извещения, привлечение третьей стороны в целях поиска решения, устраивающего всех участников спора. Третье лицо – это медиатор, как правило, имеющий юридическое образование.
Претензия
Досудебный порядок урегулирования спора чаще всего связан с составлением претензии. Условно выделяют официальный и неофициальный алгоритм урегулирования спорного правоотношения. В первой ситуации создание, передача такого документа, как претензия определена законом, договором. Этот порядок строго соблюдается сторонами. Во второй ситуации потерпевшая сторона самостоятельно, по собственной воле направляет нарушителю договора этот документ.
ВАЖНО: несмотря на то, что большинство передаваемых претензий связано с неправомерным поведением второй стороны сделки, договора или контракта, рассмотрение претензии – это право, но не обязанность. Иными словами, претензию нарушитель может игнорировать, не ответив на нее в разумный срок. Но в этом случае у потерпевшей стороны возникает полное право обратиться в суд.
Не следует спешить и обращаться в суд. Перед тем, как написать исковое заявление, нелишне проконсультироваться с юристом. Несмотря на то, что претензионный порядок не сложен для обыденного понимания, перед подачей искового заявления нужно понять ряд нюансов:
Форма претензии
Досудебный порядок урегулирования споров при помощи претензии заключается в том, что документ создается в письменной форме. После составления его необходимо отдать нарушителю. Существует несколько способов это сделать:
В претензии указываются данные:
ВАЖНО: если гражданин отправляет претензию при помощи почты, то нужно проследить, когда ее получил виновник. Если претензия передается через секретариат, необходимо получить входящий номер.
На практике: если сторона, не выполняющая свои обязательства, получила письмо, она может на него ответить. Обычно срок ответа колеблется в промежутке от 7 до 14 дней. В ответном сообщении тот, кому была направлена претензия, выражает свое мнение по существу вопроса. Например, сторона может отказаться от мирного урегулирования спорного правоотношения и предложить разрешить спор в порядке судебного производства.
Если сторона, получившая претензию, решает урегулировать спор, то стороны переходят к следующему этапу. Это переговоры.
Досудебное разбирательство заключается в урегулировании спора при помощи посредника. Процедура достаточно сложная, по силам профессиональным юристам. Специалисты из компании «Хлебников и партнеры» готовы помочь в сложном процессе переговоров, переписке. Медиация как процедура основана на 4 принципах: добровольность, равноправие спорящих сторон, конфиденциальность, сотрудничество, независимость специалиста, разрешающего споры.
Медиатор в качестве посредника не имеет права принимать чью-либо сторону. У него мало времени на то, чтобы выяснять, кто прав в той или иной ситуации. Он работает для того, чтобы стороны конфликта пришли к единому мнению. Если так происходит, досудебное урегулирование спора заканчивается заключением мирового соглашения. В процессе работы медиатор исходит из положения о том, что стороны, в принципе, осведомлены о том, как им правильно разрешить спорное правоотношение. И необходимо создать все условия для того, чтобы участники переговоров взяли ответственность на себя и исполнили свои обязательства.
Компания “Хлебников и Партнеры” предоставляет юридические услуги для бизнеса. Мы работаем не на процесс, а на результат, за который отвечаем личной репутацией и именем.
Команда наших юристов стремится к тому, чтобы каждый предприниматель мог комфортно и с прибылью для себя вести бизнес и не отвлекаться на юридические тонкости.
Наша цель - чтобы отношения в бизнесе и между людьми строились на принципах добропорядочности и законности.